Коммунальное государственное учреждение "Жангельдинский комплекс музеев Торгая" Управления культуры акимата Костанайской области
0

 

q

Қалың мал
 
После официальной части сватовства по обычаю казахов сторона жениха должна была уплатить калым, который выплачивался в основном скотом. Его размеры зависели от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между крупными баями он составлял от 200-500 до тысячи лошадей. 15 Помимо этого, учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты («сүт ақы»), усопшим и живым («өлтіpі»), подарки со стороны жениха («кәде») и множество других даров по обычаю. В годы советской власти, как могли, чернили эти традиции и обычаи, говоря, что девушек меняют на скот. А ведь приданое («жасау») девушки обычно не уступало по своим размерам калыму. Объем калыма зависит от состоятельности сватов. Если калым состоит из 10 голов рогатого скота, он называется «дөңгелек қалың», то есть «округленный калым», если мелкая живность заменяется на 1-2 лошадей – «балама қалың» – «замененный» калым. В процедуре уплаты калыма есть свои нерушимые правила. Одна лошадь вручается конюхам, что называется «құрықбау», один баран отдается чаба ну – «қосақбау». При благословении также вручается скот – «келін тілі» (букв.: язык невестки).Этот дар платится по поверью за здоровье дочери, если его не сделать, то будущая сноха может потерять дар речи.
Сейіт Кенжеахметұлы
Быт культура казахского народа